Бухара в субботу
Мы вышли на центральную улицу Зарафшана в 6:15. По старинной азиатской традиции, местные не смогли начать бурение в оговоренный заранее день, не смогли и на следующий день. Мы сделали все что от нас зависело, и поняли, что у нас как минимум есть один свободный день и терять его нельзя. Встал вопрос куда ехать, в Самарканде Николай Николаевич был уже два раза, я был больше раз, в Навои смотреть нечего, и у меня там уже было два ночных отжига, приняли решение ехать в Бухару.
Автовокзал мы осмотрели накануне вечером, но не нашли ни одного работника (спонтанная узбекская сиеста - такое бывает), поэтому сверившись с расписанием, решили прийти утром к первому автобусу в сторону Бухары, и далее импровизировать. До автостанции решили взять такси, что бы остановилось такси - уходит менее минуты с момента появление желания поехать на машине, их много и они сами тебя находят. Остановился обычный бомбила без лицензии, и я уже приготовил 5 тыс. сум что бы расплатиться по приезду, как вдруг неожиданно сторговались поехать в Бухару на машине за 150 т.сум.
-Бухоро едэш на мой машина?
-Сколько?
-200
-Давай 100
-Хот 150 дай, 300 км ехать
Это осталось единственным нашим торгом в этот день. Пока ехали, договорились что Аброр увезет нас поздно вечером обратно, тогда нам не придется оплачивать там жилье и если наши узбекские коллеги начнут бурить в воскресение - мы все успеем. А раз уж ему нас все равно ждать - он будет в Бухаре нашим гидом, переводчиком и специалистом по ценам, а мы ему 300т.сум на дорогу в обе стороны. В пути развлекались тем, что рассматривали верблюдов в степи, плантации хлопка и адский труд по сбору урожая этих полей, а так же разговорами о том как в такую обезвоженную пустыню вообще забрели люди. Так совпало что здесь я начал читать книгу Стогова mASIAFUCKER, и вот буквально час назад я слушал Аброра, как на казахской границе с него требовали денег, а потом били в тамбуре казахи за то что он "чурка", и тут же читаю как Стогов в начале 2000-х откупался за 5 баксов от казахских погранцов и был ими же прессован в тамбуре. Интересно читать книгу и одновременно наблюдать нечто похожее в реальной жизни с поправкой на прогресс почти двух десятилетий цивилизации. Аброр поддерживал любой разговор и не смотря на бедный словарный запас, отвечал достаточно метко на все вопросы.
-Аброр, у вас есть многоженство, то есть те, кто имеет двух жен одновременно?
-Ест, да, но мало
-Почему мало? Надо богатым быть?
-богатый, да, но нэт, надо долба*б быт. Два жена, это зачем? Так не нада!
Первым делом мы его озадачили поиском вкусной самсы, тут наш проводник показал себя во всей красе, он обзвонил всех своих друзей и привез нас на самый дальний закуток рынка в попутном поселке. Мы поначалу напрягались от такой обстановки, особенно после посещения туалета. Кто там жаловался на туалеты на наших автостанциях? Общественный туалет на рынке в узбекской провинции - это то, что можно выставлять в музей любителей пощекотать нервы, желательно вместе с запахом и седоками на площадке без перегородок. Зато когда вернулись в ошхону, нас уже ждала самая вкусная самса из тех что я пробовал, я не удержался и съел две, мы сидели и рассуждали, почему у нас такую не делают.
Мы поехали дальше в Бухару, пропала степь, стало больше хлопковых полей и фруктовых садов, не зря в этом оазисе основали город с древней историей. Из того что я успел прочитать, история Бухары длится уже более 2500 лет, за этот период она переходила в правление различных древних народов, наибольший расцвет развития получила в периоды правления Саманидов и уже после разрушения Чингисханом и его потомками во время царствования узбекской династии Шибанидов. Во времена Саманидов здесь родился, жил и работал Авиценна до завоевания тюрками, помимо него в историю города внесли свой вклад многие другие великие люди. Что интересно, в 2500-летней истории Бухары было два великих разрушения культурных и материальных ценностей. В первый раз, 1220 г. завоевание Чигисханом, затем много лет его потомки возвращались, уводили людей в рабство и разрушали древнейшие библиотеки и медресе. Во второй раз, спустя ровно 700 лет советская власть пришла бороться с Бухарским эмиратом, эмир сбежал в Афганистан, а при штурме были уничтожены крепостные стены и большая часть строений города. Затем Советская власть сказала "мы нашли город в упадочном состоянии и мы ему принесем цивилизацию", провели неграмотные раскопки, подрезали фундаменты исторических зданий и эти здания тоже разрушились. Культурные ценности восстановили лишь в нашем веке, с другой стороны благодаря нашим соотечественникам начала прошлого века, в городе был построен водопровод и водонапорная башня по индивидуальному проекту знаменитого инженера Владимира Шухова (на фото ниже). В целом город немного скучнее нежели Самарканд, но, как я думаю, его еще ждет туристическое будущее.
Аброр нас выручал всю дорогу, возил по городу, сам торговался на базаре, мы купили все что хотели, а он подавал нас в качестве местных мужиков что бы нам не накручивали ценник. После культурной программы он повез нас кушать самый вкусный плов. Мы ехали по полям и поселкам несколько десятков километров, пока не приехали в чей-то двор, сели на веранде, и тут мы усомнились в нашем проводнике во второй раз. Но напрасно, плов был прекрасен, а так же мой любимый узбекский салат с чаккой (все как у нас - помидоры, огурцы, лук, но заправлен кисломолочным продуктом, нечто между кефиром и сметаной). Всю обратную дорогу мы с Аброром коротали время на тему развития культуры и экономики Узбекистана и сравнения его с Россией - скучные субъективные наблюдения.
P.S. Наши Узбекские друзья, в лучших традициях, не начали бурить ни в воскресенье, ни в понедельник. Но мы нашли чем себя занять в это время, мой коллега уехал домой, а я остался выяснять когда начнётся бурение, надеюсь это будет завтра.